^Back To Top
А теперь для раскрытия темы, я хотел бы перевести внимание на другую визуализацию. Представьте следующее: жизнь здесь и сейчас – напряженная серость. Вы постоянно вынуждены действовать по приказам вопреки своим убеждениям. Вы должны перешагивать через себя, идти против своей природы, задвигая все свои интересы «куда подальше». У Вас есть далекая и красивая мечта, ради которой Вы все это время жили. Но чем «дальше», тем яснее Вы понимаете, что реальное положение дел не оставляет и мокрого следа от Вашей мечты. Попутные мелкие потребности то и дело гонят за собой, втягивая Вас в бесконечную суету. И чтобы хоть как-то прожить Вы наравне со всеми неудачниками, пребываете в непрерывных болезненных гонках за место под солнцем. В общем, одна сплошная «суета сует и томление духа».
Ключевое слово в этой визуализации – «вынужденность». Такая жизнь похожа на одобренное современными законами рабство в попытке продлить свой срок на бренной земле в более-менее сносных условиях.
Наверное, ознакомившись с двумя вышеописанными визуализациями, Вы уже поместили себя где-то на шкале между этими полюсами блаженства и напряженной суеты. В чем основная разница между первой и второй визуализацией? Можно ли передвигаться по этой «шкале» по своему решению?
Пожалуй, все положительные и отрицательные переживания можно свести к двум базовым состояниям. Это – расслабление и напряжение, - два противоположных полюса единой шкалы переживаний. Если Вы способны отличать события от переживаний, то понимаете, что, в сущности, мы стремимся не к комфортным событиям, а к избавлению от напряжений. Все мы убегаем от страданий и гонимся за неуловимым горизонтом счастья. Вот только беготня эта в поисках облегчения, порой сама становится одним большим напрягом. Речь идет о тех самых состояниях, которые все мы в разных пропорциях переживаем в реальной жизни здесь и сейчас.
Если рассматривать две вышеописанные визуализации как единую шкалу переживаний, на самом ее дне будет максимальное напряжение, вызывающее максимальные страдания, полный абзац, финиш и множество различных нецензурных слов. Даже если у человека все в порядке со здоровьем и нет никаких внешних угроз, он хотя бы несколько раз в своей жизни умудряется довести себя до этого финиша.
Суть переживания, как я выше уже говорил – в напряжении. Откуда оно берется? Напряжение – это сопротивление переживаниям, которые происходят в настоящий момент времени. А если учесть, что вся наша жизнь - это и есть наши переживания, максимальные страдания случаются, когда мы не принимаем свою жизнь. Тысячи импульсов от пяти органов чувств, эмоции, настроения, мысли, - в напряжении все это подавляется в единый момент времени и создает очередной порочный круг ада.
Мы давим свои переживания, создаем страдание, на которое оказываем вторичное давление, из которого получаем новый вид тупой, приглушенной боли, от которой опять же пытаемся забыться всеми подручными средствами. Таким образом, человек начинает страдать от собственной непрерывности, всеми силами поторапливая жизнь, чтобы не замечать настоящего. И сама эта «гонка» является источником своей же болезненной «силы».
Мы не любим ждать, потому что в ожидании мы избегаем жизнь. Мы не любим торопиться, потому в что в суете мы избегаем жизнь. Очень часто мы не любим работать, потому что, ожидая отдыха, мы избегаем жизнь. Все мы на самом деле просто не любим избегать жизнь. Все мы хотим эту жизнь любить, принимать ее такой, какой она является в нашем вечном «сейчас».
Если Вы думаете, что это – философия, Вы крепко спите, в своем подавляющем жизнь забытьи. Речь идет о тех базовых процессах, которые реально происходят прямо сейчас на уровне, который чуть тоньше порога повседневного осознания.
Даже если человек здоров, красив и сыт, он способен вогнать себя в полный «финиш», просто избегая свою жизнь в тот самый момент, когда он живет. Человек просто выпадает из вечного «сейчас» и погружается в мир грез. Так происходит сплошь и рядом. Скажем, человек, вдруг, почувствовал, что может получить что-то очень вкусное и ценное, и повелся на поводу этой своей фантазии. Например, мужчина ощутил перспективу «обладания» красивой девушкой, но девушка его отшила, и тогда наш «герой» начал рефлексировать, погружаясь в грезы, где его мечта непрерывно сбывается в самых разных позах перспективах. Чувствуете, чем пахнет? Побег от реальности. И каждый раз, вырываясь из своих болезненных снов, человек начинает сканировать реальность на сходство со своими глупыми грезами. Сходства не возникает, человек огорчается, и чтобы хоть как-то заглушить свое горе, погружается в свои фантазии пуще прежнего. Порочный круг.
Полный «финиш» случается, когда мы живем ради несбыточных целей, и при этом как бы догадываемся, что эти цели действительно несбыточны. Любые наполеоновские запросы могут привести к неврозу и последующей депрессии. Жизнь будет казаться совершенно бессмысленной, когда отличается от заоблачных надежд и фантазий.
Иногда, чтобы избежать страшных разочарований, человек делается ненормальным, и начинает верить в свои фантазии, начинает верить в свое выдуманное величие и красоту. В психбольницах полно таких вот: божеств, богинь, или чуть более скромных Наполеонов, и прочих «продвинутых учителей человечества», неспособных смириться с реальным положением дел.
А между тем, просветление – это просто приятие жизни здесь и сейчас. То есть, это как раз таки нечто очень реальное, настоящее, то, что действительно есть, но не замечается, т.к. все мы люди - немного ненормальные, погружены в бредни своего мышления.
Возвращаясь к шкале напряжения, я хотел бы заметить, что называю это «дело» именно шкалой напряжения, т.к. шкала эта как раз за счет напряжения и существует. Она - искусственна, потому что расслабленность – это естественное состояние. Уберите напряжение, и естественный ход вещей проявит себя спонтанно.
Следующее состояние после «полного финиша» в сторону облегчения, я бы обозначил как болезненно-суетливое. Человек уже научился высовывать свою голову из задницы, но то и дело порывается всунуть ее обратно и поглубже. Реальность при таком положении дел кое-как мимоходом замечается, но по прежнему не устраивает, и человеку хочется ее как-нибудь заглушить любыми доступными для этого дела практиками. Цели у человека при этом есть, они более-менее реалистичные, и придают жизни смысла, но часто бывают протянуты во времени таким образом, что человек то и дело опускает руки. Погруженный в повседневную суету, он несется, чтобы хоть как-то приблизиться к очередному check point’у этапу. Но горизонт счастья при этом всегда на шаг впереди. Человеку грезится, что через несколько лет он чего-то достигнет, заработает, купит, родит, повысит и вот ради этих пророчеств он и живет. Цели придают смысла. Однако любой намек на недостижимость целей, лишает человека надежды и приводит в расстройство.
Следующее состояние после болезненно-суетливого я бы назвал условно-продуктивным. Человек до сих пор не «тащится» от жизни здесь и сейчас, но получает удовлетворение от ежедневных дел. Он чуть яснее осознает самого себя и свою жизнь. Его цели достижимы в обозримых рамках, словно их можно «пощупать» еще до осуществления. Этот человек может оставаться более-менее удовлетворенным своей жизнью, забываясь в проектах. Так живут трудоголики, уважающие свой труд. Из такого почти созидательного состояния, человек способен потихоньку проскальзывать в блаженство настоящего.
Цели – классная вещь. Но когда живешь одними целями, неизбежно отрицаешь то, что есть, и сохраняешь непрерывную напряженность. А когда достигаешь цели, счастье длится пять с половиной секунд. Затем приходит разочарование, и возобновляется гонка за новыми целями.
Жить, принимая жизнь, - означает жить, не поторапливая жизни, медитативно растворяясь в процессе происходящего. Человек при этом словно питается жизнью, заряжается от нее. У него нет тяжкой вынужденности, все в его жизни происходит, словно само собою, без напряжений и суеты. Это – расслабление в настоящем.
Очень важно словить, и прочувствовать это состояние «потока». Это блаженство случается в разные периоды в жизни каждого человека. Сложно включать его умом. Но если у Вас есть вкус этого состояния, Вы можете интуитивно расслабляться, даже пребывая в активности. Вы просто расслабляете психику, отпускаете себя где-то глубоко, изнутри.
Попробуйте вспомнить состояние, когда Вы не беспокоились о завтрашнем дне, и просто радовались настоящему. Возможно, Вы ощущаете легкость, когда уезжаете загород, когда пребываете в компании с лучшими друзьями, когда играете, когда Вам делают массаж, когда Вы бесцельно гуляете, получая наслаждение от самого процесса. В это время, мы принимаем настоящее, и наше сознание расширяется, растворяясь в блаженном «сейчас».
Вы можете практиковать бесцельное расслабленное приятие происходящего во время любой деятельности. Для этого необходимо перестать создавать судорожные напряжения в попытке поторопить время. Для этого Вы просто пребываете в себе, там, где Вы есть здесь и сейчас. Если Вы идете по улице, Вы можете просто идти по улице, слившись с собою, идущим по улице. Вы просто расслабляетесь в этом движении. Если изнутри поступают импульсы что-то ускорить, если ум торопит Вас, заставляет вспоминать о целях, Вы просто расслабляете ум и отдаете себя процессу, который происходит в настоящем.
Многим знаком суррогат легкости после приема алкоголя и др. отравляющих организм веществ. Суррогаты порождают зависимость, которая впоследствии только усиливает отрицание жизни, и приводит к еще большим страданиям.
Расслабление, приятие жизни, медитация, - все это грани одного явления. Это – просто приятие естественного хода вещей, когда наше восприятие становится созерцательным, наслаждающимся жизнью. На глубинном уровне, принимая «сейчас», человек переживает то самое, всеми искомое просветление, состояние тотального облегчения, когда психических напряжений нет вообще, и вся психическая деятельность происходит без усилий, абсолютно спонтанно. Жизнь – это и есть мы сами. Все мы в глубине души хотим позволить себе роскошь быть собой.
Насколько знаю, психологи полагают, что эгоизм сформировался в уме, как свойство, необходимое для выживания индивида. С этим я полностью согласен. Эгоизм, в этом отношении – явление полезное. Можно сказать, что эгоизм – это меры, которые ум принимает для своего выживания. Чем же в таком случае является эго? В психоанализе эго, - это часть личности, которая осознается как «я».
Все эти тонкие материи - так неконкретны! Вот, скажем, я говорю «ложка», затем я беру ложку и кладу ее в кружку. Все - конкретно и наглядно. Но все это констатируется моим умом. А в уме все – расплывчато и многогранно. Ум, сознание, подсознание, эго - все это очень условные способы хоть как-то обозначить и пояснить происходящее на «тонком», психическом уровне.
Я уважаю психологию, и еще больше уважаю некоторые восточные учения, которые наиболее адекватно, с моей точки зрения поясняют, что такое психика, и как она устроена. Несколько лет я занимался «специальной» техникой созерцания собственного «я». Многие статьи на progressman.ru появились как следствие информации, которую получилось извлечь, применяя именно эту технику. И теперь, когда я пишу «я», или «эго», я уже не могу подразумевать именно то, что подразумевалось под этим словом, ну, скажем, - Зигмундом Фрейдом. А выдумывать новые слова – как-то не хочется. Вот и приходится выпутываться, наслаивая субъективное на «общепринятое». Но я вообще порой с трудом представляю, что имел ввиду Фрейд, говоря об эго, т.к. мой опыт – это мой, субъективный опыт, который для меня реальней чужих слов. И чем больше у меня этого опыта, тем, как ни странно все меньше конкретики остается. Вопросов - все больше. Но ответы все меньше волнуют, т.к. ум, кажется, начинает догадываться, что на самом деле ничего не понять!
Итак, что мое «я» возомнило о себе? «Я» формируется в уме, как следствие озабоченности ума собственным сохранением. «Я» - не тело, и не сознание. «Я» - это «точка», в которой центрируются все мысли, оценивающие реальность. Чем сильней и живей оценка, тем более солидным кирпичиком она становится в теле «я». Все это - мысли, которые выражают отношение к жизни. Относиться к чему-то каким-то образом – означает непрерывное самовозрождение «я». Из одной секунды в другую, «я» переносится без больших психических «потерь», когда сохраняет в целостности комплекс оценок о происходящей с нами жизни. «Я» стремится сохранять оценки-отношения, как частицы собственной структуры. Разрушение оценок, из которых состоит «я», приводит к страданию.
Страх, как сильнейшее страдание возникает вследствие разрушения структуры «я». Но именно такое, неполное разрушение «я» может стать сильнейшим катализатором самовосстановления и эволюции «я» на более тонком уровне. Освобождаясь от грубых оценок, (частиц своей структуры) «я» заменяет их на более утонченные и приспособленные к выживанию на новом уровне самосознания. Чем выше уровень самосознания, чем активней проявляется сознание в психических процессах, тем активней растворяются все заблуждения ума. Осознанность как бы вскрывает структуру очередной мысли-оценки, и распознает ее как иллюзию.
Таким образом, новый уровень осознанности, убивает текущий уровень «я», чтобы «я» возродилось более сильным и приспособленным к этому новому уровню осознанности. Это – весьма болезненный, но самый быстрый способ развития человека, который мне известен.
Когда чуешь пятой точкой, чем сулит новый уровень сознания, эволюционировать уже как-то не спешишь. Все происходит не торопясь, шаг за шагом, не забегая вперед паровоза, «с расстановкой», ну…полагаю понятно, о чем речь. Но иного выхода уже не видишь. Кажется, развитие для человека – единственный путь. А тропинок много.
Но есть в этом деле и свои «бонусы». Развитие – это самое интересное занятие в мире! Все мы знаем, что самые удивительные вещи – это чудеса. И мой опыт говорит мне, что удивление происходит только, когда я принимаю и осознаю себя на новом уровне. Удивление – это осознание себя на все более тонком и глубинном уровне. «Я» как осознание реальности – величайшее чудо!
Но, возможно, не стоит спешить убивать «эго» сразу всеми доступными способами. Самоубийство как метод развития может оказаться слишком… небезопасным. На новом уровне, мы должны успеть интегрироваться с новым опытом, обрести новые опоры. Иначе, если нас вынесет слишком «высоко», так ненароком можно и просветлеть, заодно расставшись с телом.
Просто изначально не стоит слишком крепко связывать себя оценками и концепциями, чтобы расставание с ними не было таким болезненным. Еще Шри Ауробиндо говорил, что «бесспорные догмы - самые опасные разновидности лжи». Все, что мы знаем – это наш временный этап развития на пути к идеальному человеку. Цепляясь за свое знание, мы самоутверждаемся, тешим свое самолюбие. Расставаясь с оценками и концепциями, мы освобождаем сознание для знаний нового порядка.
Кажется, противоречивость – у нас «в крови». С одной стороны эго цепляется за оценки и стопорится, с другой стороны - стремится развиваться. Но зачем нашему эго саморазвитие? Зачем вылезать из уютного болота психической зоны комфорта? Просто эго тащится от перспектив, которые маячат на новых этапах развития. Эго потенциально чувствует, что может стать более сильным и продвинутым. А став сильней, эго сможет самоутверждаться на порядок искусней! Героизм Эгоизм – мощнейший мотиватор развития человека.
Наш ум удивительно самонадеянная штуковина! В моем представлении ум – это сборник концепций о жизни, которая с нами происходит. Но сам ум, порой, полагает, что является сводом законов, по которым жизнь живет. Субъективные концепции ума отличаются от «объективных» законов реальности, как отличается фантазия от живого человека. Но в уме все перемешивается и становятся фантазиями, т.к. сам ум способен оперировать только концепциями, но - ни как не реальными законами жизни.
Самоутверждение как мотиватор развития человека, побуждает нас быть эффективными и успешными. Для этого мы используем осознанность, по мере развития которой, наши фантазии концепции о жизни становятся все более реалистичными. Чем больше концепции ума походят на реальность, тем более успешным и эффективным может стать человек, применяя эти концепции на практике. Честность с самим собою – залог личной эффективности.
Осознанность сдирает с нас маски, отбирает у нашего эго опоры, разоблачает иллюзии, привязанности и обыденные отношения. Но, по-моему, куда интересней - видеть настоящие чудеса, чем довольствоваться «тайнами», которые держатся на лжи. Возможно, мирская любовь при этом ослабевает. Но просыпается иная, утонченная. Это – любовь-эмпатия. И поначалу это переживание создает почти невыносимый стыд, чувство вины и сострадание. Кажется, именно так «сгорают» более грубые тенденции ума. Другой человек при этом ощущается не как «объект» внешнего мира, или какая-то «вещь», но как реально живое, чувствующее существо.
И где-то здесь все рамки начинают размываться. Уже не так уж важно, что руководит нашим развитием. Где-то это – эгоизм, страх и самоутверждение, где-то - мораль, чувство вины, смелость, героизм и доблесть, а где-то - тяга к неизвестной, запредельной, удивительной реальности вне концепций.
ИСТЧНИК-progressman.ru