Вы здесь: Home СОЗНАНИЕ .и. ДУША 1.........ЭГО...........ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ ЭГО.......ЭГОИЗМ ........КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.........ЗЛО - ЭГО - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ........
^Back To Top
Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я». У этой центральной мысли множество корней, чуть менее значимых мыслей, различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые, важные. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней роль этой мысли как кирпичика в башне эго. Если человек отождествляется с эго, он будет пребывать в непрерывном поиске и устремлении к будущему, но так никогда и не почувствует себя счастливым в настоящем.
Эго пребывает в постоянном поиске равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в непрерывном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который будет поддерживать неустойчивую природу эго.
Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, Вы увидели ложку. Ложка лежит на столе. Ложка лежит на столе – это мысль. Без этой мысли никакой ложки нет. Само определение объекта, как ложки – это мысль. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в Вашей самоидентификации.
Сознание отождествляется с происходящим, как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты восприятия. В этой грани эго – это память - мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, у человека возникает страдание, такое переживание, словно его уничтожают. Если объект имел нейтральную оценку, как приведенный выше пример с ложкой, страдание будет носить номинальный характер.
Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он будет страдать, если кто-нибудь сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он будет страдать, когда его машина в аварии, так как частица его эго, его самоидентификации в данный момент под угрозой уничтожения.
Эго состоит из множества ложных «я», которых у каждого человека десятки. Чем грубее (”уже”) сознание человека, тем сильней отождествление с ложными “я”, так как ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Если машина в аварии (а для хозяина она имела настолько большое значение, что он не мог даже помыслить себя как пешехода или просто как человека без машины), то во время происшествия автолюбитель может переживать настоящее, почти смертельное отчаяние. Если же у него было десять таких машин, то проецирование самоидентификации происходило на все десять, и от поломки одной из них, хозяин страдает уже не так сильно или вообще не страдает при условии, что они не имели для него особого значения.
Все это справедливо для всех объектов и качеств, которыми, как мы думаем, мы владеем. Для художника или поэта — это неоспоримость его таланта или его произведения. Для любящего мужа — это его жена, которую он как часть своего эго, всегда воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется практически полностью на ту деятельность, к которой он не равнодушен. И в обществе он хочет говорить лишь, о том, за что «фанатеет,» на чем базируется большая часть его личности. По этой причине начинающие эзотерики так рьяно говорят о чакрах, МЛМщики о «построении бизнеса», фанаты Спартака о матчах и т.п.
По этой теме также можно почитать статью «Эгрегоры и зомбирование человека», в которой говорится про эго как об «эгрегоре имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета, по принципу того, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Иными словами каждый человек действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для человека может быть важней его прическа, так как она имеет прямое отношение к его самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго, эта важность является условной и субъективной, так как у каждого что-то свое имеет некоторую, иногда исключительную, важность и оценку.
А что если человек живет для других? Что если человек занимается благотворительностью, или просто помогает близким? Все это тоже делается от эго. Но плохого в этом ничего нет. Здесь я бы хотел ввести такой термин как мудрое эго, которое нашло относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать, в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь имеет смысл просто разделять эго и эгоизм.
Каждый человек является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет свой собственный набор ложных личностей, отождествлений. Когда у двух людей важность, или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес, или программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них держится подобный интерес.
Но по мере роста личности такая дружба уходит, если не возникает дополнительных общих программ. Сама по себе дружба — это программа, подкрепляемая двумя (или более) субъектами. Когда эту программу имеет лишь один субъект и отсутствует взаимность, то программа уже не такая устойчивая, так как не имеет отклика, поддержки со стороны.
Сексуальность — это придание огромного значения самому себе, своему образу, телу и своим качествам, которые имеют почти всегда очень ощутимый отклик и поддержку со стороны того, кому нравишься. Особенно сильная реакция возникает во время непосредственного контакта двух людей. Подобный отклик сильно поддерживает неустойчивую природу эго. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение. Исходя из всего этого, можно понять, почему в обществе секс и интимные отношения имеют такое значение.
Обыденная «любовь» — это всегда очень сильный перенос своего «я» на другого человека, связывание своей идентификации с деятельностью того, кого «любишь». В это время человек, как бы дополняет свое «я» образом любимого, и это всегда сильная зависимость и неадекватно преувеличенная реакция на поведение объекта «любви».
«Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. На уровне энергии это могут быть приоткрытые энергетические центры и каналы жизненной энергии, которые у нас самих еще не функционируют. И когда мы, зачастую после длительного страдания, вырабатываем в себе новые качества, «любовь» сглаживается. Таким образом, эти переживания, также являются неотъемлемым элементом эволюции и развития сознания.
Все это программы в высшей степени условные и субъективные, от чего так много иллюзий и страданий. На подсознательном и сверхсознательном уровне мы всегда устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом ментальном уровне абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть. Выход в том, чтобы не привязываться и не придавать значения ни событиям, ни тем более своему образу. Ваш образ – Ваш инструмент, он должен быть эффективным, но без лишней эмоциональности. Чувство собственной важности в итоге приводит лишь к ощущению собственной ничтожности.
Чтобы убрать заряд двойственности из мыслей, переоценку происходящего как плохого, или хорошего, можно использовать техники, о которых уже говорилось на сайте: медитация и метод повышения эффективности личности.
Методы очищения сознания приводят к ясности и смещению самоидентификации с эго, до высшего «Я». Под высшим «Я» подразумевается чистое сознание, ощущение бытия, которым Вы и являетесь на самом деле. Вы – сознание, в котором происходит жизнь. Я верю, что сознание это бессмертно. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» - это ощущение того, что Вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это - истинное равновесие, т.к. высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым, свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
Счастье — не придавать ничему значения и относиться ко всему как к проявлению Творца. Упросветленных людей это происходит естественно. Они уже не отождествляют себя с эго, а вышли на постоянное, неизменное, непоколебимое большое «Я», не нуждающееся ни в какой поддержке извне. Они ощущают полноту и единство Бытия.
Любимые песни эго
Каждый имеет полное право воспринимать этот текст наиболее удобным для своего эго образом. А иных «образов» у эго и не бывает.
Я знаю, что ничего не знаю, но знаю это гораздо лучше других.
Я ношу маску высокодуховной личности, за что ожидаю уважения и почитания.
Я – необычный человек, хотя бы потому, что все люди – необычные, но я – особенно необычная личность и даже где-то избранная, как Нео из «Матрицы».
Я занимаюсь саморазвитием, чтобы эффективней гордиться собой.
Я иногда избегаю местоимения «я», чтобы казаться отрешенным.
Я снисходительно соглашаюсь с другими, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая мне уже давным-давно известна.
Я с высокоталантливой усердной внимательностью выискиваю и нахожу изъяны и ошибки других людей, чтобы на фоне их неудач порадоваться своему несомненному превосходству.
Я раздаю самодовольные советы, как всезнающий Гуру, чтобы показать другим неучам, как я высок и как низки они со своими низкосортными переживаниями.
Я выражаю свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как я велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне.
Я грежу о золотом троне и заслуженных великих почестях для своей соответственно «великой» персоны.
Я ною о том, как нелегка жизнь, чтобы другие уразумели, как велики мои «святые» страдания и, наконец, догадались, какого высокого уровня уважения я заслуживаю.
Я порой становлюсь всезнающим генератором концепций, почерпнутых из текстов, которые перемешавшись в моей голове в случайном порядке, вываливаются из меня в форме «собственных гениальных прозрений».
Я где-то недавно вычитанную истину, знаю чуть ли не с рождения, о чем старательно даю понять всем окружающим, чтобы окружающие поняли, какой я мудрый человек.
Я уже давно все понял, а остальные колбасятся, ибо еще недопоняли и недопросветлели.
Я отбираю лучшие рекламные модули своего «я», и размещаю их на общественных витринах социальных сетей.
Я выхожу в свет, тщательно замаскировав все личные изъяны модным в данном конкретном «свете» камуфляжем.
Я брезгливо рассуждаю о том, как глупы и низки другие люди, чтобы почувствовать себя лучше и выше «серой массы».
Я иногда использую деловые виджеты и дорогие гаджеты, чтобы другие знали, какая я важная персона.
Я играю в игры, чтобы ощутить свое величие хотя бы понарошку.
Я знаю путь со всеми его этапами, и каждый раз, заходя в тупик, я возмущаюсь наглой глупости жизни, не разделяющей моего «великого» знания.
Я читаю книги и смотрю фильмы, чтобы ощутить себя причастным к великим иллюзорным достижениям героев фильмов и книг.
Редкие «успехи» в духовной практике раздувают мое эго до небес, от чего я порой фантазирую, как стану модным Гуру, которому все поклоняются и платят бабло на халяву.
Иногда я хочу быть просто скромным и отрешенным человеком, которого за его скромность и отрешенность заметят, и вознесут на небесный золотой трон, где окажут все величайшие почести, которых я заслуживаю.
В глазах других людей я подспудно стремлюсь затесаться где-то между Буддой и Христом, или в команде других высокоуважаемых сущностей, для чего использую саморазвитие как превосходное прикрытие собственного тщеславия.
Я щедро делюсь своим мнением, как великим информационным даром, который я свято жертвую простым смертным невеждам, чтобы возвыситься над ними.
Я духовный человек и потому автоматически по велению самого Творца должен иметь допуск к небесной халяве, проявленной, в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.
Если какой-то человек смеет не соответствовать моим ожиданиям, он должен по справедливости поплатиться, перенеся все необходимые для этой процедуры побои, которые окупят мои «святые» мучения.
Если жизнь упорствует, продолжая противоречить моему мировоззрению, я становлюсь на путь «святого мученика», и начинаю добивать себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «посмотрите, что вы все со мной делаете!»
Я готов подписаться под словами уважаемых мною людей, чтобы таким образом стать с ними в один ряд.
Иногда я, будучи профаном и любителем, даю советы профессионалам, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.
Когда мои поверхностные советы информационные жемчужины не принимают с должным почтением, я понимаю, что эти глупые людишки попросту не дозрели до моего божественного сверхзнания, хлопаю дверью, и, задрав нос, удаляюсь.
Иногда я хочу стать добрым и святым, чтобы тешить свое эго по-мастерски изящно.
Я следую по «правильному» пути, потому что он оправдывает мой образ жизни.
Если кто-то считает меня красивым человеком, я, безусловно, рассчитываю на халяву в отношениях с поклонниками этой своей «красоты».
Иногда я ношу неброскую одежду, чтобы ощутить какой я крутой и отрешенный человек.
Иногда я как бы нехотя трачу два часа на прихорашивание, чтобы как бы непроизвольно выставить себя в лучшем свете, и завоевать всеобщее внимание.
Я создаю красивый образ себя, чтобы извлекать из него максимальный профит.
Я коллекционирую продвинутые теории, каждый год, откладывая практику на следующий год.
Я на самом деле – жадина, а редкие порывы «щедрости» идут от желания ощутить свое снисходительное величие перед прочими слабыми и падшими.
Хоть в глубине души я и люблю всех, но если копнуть еще глубже, мне на всех начхать.
Я спокойно могу пропагандировать «высокие» ценности, идеалы и принципы, то и дело бесстыдно и «отрешенно» нарушая их.
Я практикую свинство под маской гибкости и раскованности.
Иногда мое самолюбование самозабвенно зашкаливает до таких невероятных высот, что мне начинает мерещиться, будто я – чрезвычайно особенный человек, прям – ребенок Бога.
Я хочу казаться умным, и получать за это признание и бабло на халяву, чтобы не работать как все смертные по сорок часов в неделю.
Я занимаюсь духовной практикой, чтобы стать крутым человеком и добиться всех высокосортных благ на халяву.
Я занимаюсь духовной практикой, чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь под предлогом святой отрешенности.
Я – божество, а все прочие – коричневато-серая масса невежественных мирян.
Мой путь – лучший, а все прочие невежды бродят в бессмысленных потемках.
Я, безусловно, знаю истину, а мнение других людей – лишь выпячивание их эго.
Иногда считаю себя особенно крутым и продвинутым, когда вскрываю какие-то свои поверхностные самообманы.
Я дурю себя настолько эффективно, насколько возможно, и надеюсь научиться это делать еще более изощренными методами, чтобы потом просветлеть и стать таким же крутым как Гаутама Будда, или даже еще круче!
Я иногда оцениваю поведение других, как арбитр, ибо уж я то знаю как надо…
Я доказываю свою правоту, чтобы защитить свое величие истину.
В споре я ожидаю поддержки от других, чтобы и другие подтвердили мое превосходство над оппонентом истина и справедливость восторжествовали!
Я продолжаю думать, что текст «Любимые песни эго» в основном – о ком-то другом…
Эгоизм
В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм, – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго? Ну, подумайте, что плохого в том, чтобы себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Делать себе больно? Губить свое тело и свой разум? По крайней мере, в искренней любви к себе, вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы – избранный! Вы - избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы – являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем – хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм». Все это - пока лишь самая поверхность «темы».
Практичность эгоизма
Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе. Это – нормальная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя – это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?
Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз, он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый человек заботится о ребенке по какой-то причине? Все – практично. Просто без этой заботы, ему самому станет хуже, - его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.
Прозвучит цинично, но возможно, дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то «хорошим» и достойным любви в своих же собственных глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе, т.к. взаимопомощь – это утонченная разновидность эгоизма.
А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, т.к. праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?
Эго – это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде – это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания – не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но пробужденный человек не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема – вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается нашим унижением, гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.
В конечном итоге, эгоизм – просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости человек действует с каким-то почти животным простодушием. Это – практичность на уровне первобытного строя.
Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм порой облачается в «разумные», благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.
Доблесть эгоизма
Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие. Но я – за честность с самим собою.
Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо»! – говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть – светлым и пушистым, добрым и хорошим!» – Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм – это наша природа?
Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда – душевная боль, раздражение, страх и пр. «радости».
Наше бедное, забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать самим себе, когда ждем одобрения и похвалы от окружающих. Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.
Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая – никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», - становится затянувшимся недугом, перешедшим в норму.
Я убежден, только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек - следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом – становится простым и естественным делом.
Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм - так сложно! И так легко!
Комплекс неполноценности
Психолог Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности небезграничны, и все желания реализовать – невозможно. Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших желаний – это наше физическое тело со всеми своими потребностями, и наше морализирующее воспитание. Очевидно, детские игры, наполненные фантазиями, – это способ компенсировать эти ограничения. Используя игрушки, ребенок проигрывает различные роли, отыграть которые в реальной жизни – возможности нет. В этих играх, «преодолевая» ограничения, таким образом, ребенок реализует свои желания.
Повзрослев, человек не покупается на детские игрушки. Но у взрослых есть свои игры - для взрослых. Кому-то, реализуя потребности своих комплексов, проще всего отрываться на близких, друзьях, или сослуживцах. Кому-то проще реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром нашего воображения. В таких случаях мы – взрослые люди - компенсируем свой комплекс неполноценности, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов и просмотр сериалов, где мы, забываясь от повседневности, проживаем чужую жизнь.
Человек вполне может быть удовлетворен происходящим, не срывая звезд с неба. И, конечно, если у мужчины комплекс неполноценности, из-за того, что он в детстве не наигрался в «войнушку», такие желания куда разумней растворить в ролевой игре, нежели в той или иной форме - на живых людях. Вы, наверное, уже догадываетесь, откуда берутся люди склонные к насилию. Чаще всего это связано с неблагополучным детством, когда индивидуальность ребенка жестко подавлялась.
Корнем комплекса неполноценности является страх. На поверхности - это страх оказаться неполноценным, и потому нелюбимым, отвергнутым, униженным, брошенным и одиноким. На глубинном уровне эти переживания сводятся к страху смерти.
Многих людей забытье в игровых «суррогатах» не удовлетворяет, и такие люди пробуют добиться чего-то в «реальной» жизни. Когда упущенная, или потенциально возможная желаемая жизнь прорывается из подсознания в форме грусти, зависти, чувства вины и ущербности, человек получает сильную мотивацию, - либо эти переживания заглушить, либо утолить. Помимо разных развлечений, иногда комплекс неполноценности глушат спиртным, наркотиками, или экстремальным образом жизни. Однако куда продуктивней комплекс неполноценности утолить, реализовав образ жизни, который удовлетворяет наши потребности. Возможно, вы замечали, как после проделанного труда возникает чувство удовлетворенности. В этом смысле, комплекс неполноценности – инструмент природы, которая таким образом позаботилась о том, чтобы человек не бездельничал. Чувство вины и чувство собственной ничтожности – побуждают изменить жизнь к лучшему.
Но в этом – вся загвоздка. Здесь человек постоянно сталкивается с порочным кругом, когда комплекс неполноценности вызывает одновременно и жажду самореализации, и страх в процессе этой «реализации» облажаться, и пережить собственную никчемность и беспомощность еще сильней. Комплекс неполноценности стимулирует двигаться одновременно в двух противоположных направлениях. Человек жаждет перемен и одновременно этих перемен боится, потому что перемены требуют реальных действий, которые со всей очевидностью выявляют все наши слабости.
В противостоянии жажды перемен и страха перед ними, как правило, поочередно побеждает то одно, то другое. Но если побеждает страх, ко всем прочим негативным переживанием, часто добавляется депрессия, как переживание собственной беспомощности.
Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы боль от этой занозы не коверкала фасад личности, человек обряжает себя поверхностными образами, которые демонстрирует себе и другим. Наша социальная личность – во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», поверхностная маска, за которой человек прячет свою суть.
Комплекс неполноценности порождает неуверенность в себе, в собственных истинах, и заставляет нас переживать за опоры нашей личности. Неуверенность в себе – это страх. Неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу. Мы создаем самообман, чтобы не видеть реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают нас от осознания собственной никчемности перед лицом реального мира здесь и сейчас. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в тирании и мании величия, с которыми человек возвеличивает свою ложь за чужой счет. Под влиянием комплекса неполноценности, единственное, чего мы на самом деле хотим, - чтобы нас приняли, оценили и одобрили такими, какими мы и являемся на самом деле.
Не зря в голливудских фильмах одно из самых «обидных» ругательств – «неудачник». Это – человек, который игнорирует возможности, акцентируясь на причинах для пассивного бездействия, затаившись в зоне комфорта. Возможно, Вы слышали фразу: «неудачник – это каждый пассажир автобуса старше 30-и лет». И все же «неудачник» - это не образ жизни, а состояние, которое временами посещает почти каждого, когда среди привычных образов ума, начинают фонить нереализованные мечты. И действительно, многие люди покупают дорогие, роскошные вещи исключительно ради самоутверждения, просто потому что им «стыдно» ездить в общественном транспорте в дешевом пуховике. В таком случае машина – это не средство передвижения, а роскошь - всего лишь очередная игрушка, и, к сожалению - лишь временный способ поддержать свой статус и заглушить неутолимый комплекс неполноценности.
Когда человек смакует свою нереализованность, он становится неудачником при любом раскладе, - с деньгами, или без них, пока не изменит образ мышления. Человек, сдавший себя комплексу неполноценности, часто переживает зависть: ему становится легче, когда другие страдают, потому что в это время он становится более заметным и востребованным. Зависть – это желание сравняться и опередить, чтобы стать более важным и ценным в глазах других людей. Так мы начинаем соревноваться с друзьями и близкими, «кто круче». Это – психология «товара». Человек сам преподносит себя в качестве «товара» на рынке, который оценивают потенциальные «покупатели». И если «товар» «не берут», он тут же сам включает себя в список товаров непригодных для употребления. Комплекс неполноценности – это выдуманный товаром запах гнили, по которому «товар» сам зачисляет себя в «испорченные». Совсем иначе на этом рынке мыслит «покупатель»…
Когда комплекс неполноценности у человека отсутствует, или выражен слабо, он не боится проигрывать, не боится ошибок и неудач. Такой человек не станет возвышаться за чужой счет, он всегда спокойно воспринимает и критику, и комплименты. В оценке ситуации он опирается не на эмоции, а на интуицию и разум. Чтобы стать таким человеком – необходимо изучать себя. Это – развитие личности и самопознание. Методов много. Один из самых эффективных - работа с психологом. Другой - практика медитации. Может помочь ведение личного дневника. Отлично «работают» близкие отношения с людьми, когда мы узнаем себя в других. В целом здесь все сводится к тому, чтобы быть честным с собою, вскрывать все иллюзии, и узнавать себя. Когда человек знает себя, ему не страшно проверять на прочность собственные убеждения. Даже если все мы идем по пути наименьшего сопротивления, желание упростить и облегчить свою жизнь – превосходная мотивация для нашего развития.
ИСТОЧНИК progressman.ru
зло - эго - индивидуальность
Однако то зло, которое человек создает за время своей жизни, подчиняя ему свои мысли, не просто покоится в причинном теле в латентном состоянии, предопределяя будущие грехи и страдания, оно также причиняет вред этому телу.
Зло не просто не способствует росту истинного человека, но там, где оно достаточно тонко и устойчиво, оно может также увлечь за собой и некоторую часть самого индивидуума, если найдет возможность для своего проявления.
Если человек упорствует в своих пороках и не сворачивает с пути зла, его тело разума настолько прочно переплетается с астральным, что даже после смерти оно не может полностью освободиться от всех астральных элементов, и в то же время часть самого тела разума, оторвавшись от основной массы, остается в астральном мире с астральным телом, и когда последнее разрушается, эта отделившаяся часть тела разума возвращается в свой мир в виде неорганизованной материи — для индивидуума она уже потеряна.
Следовательно, если мы вновь вообразим себя в виде тонкой пленки, то заметим, что порочная жизнь может не только задержать наш прогресс, но и сделать эту пленку более тонкой, причинить ей ущерб. Похоже на то, что зло влияет и на саму ее способность расти, стерилизует и атрофирует ее в некоторой степени. Но обычно дальше этого вред, наносимый причинному телу, не заходит.
Но если Эго приобретает и сильный интеллект и могучую волю, но при этом не совершенствуется ни в любви, ни в бескорыстии, если оно замыкается вокруг собственного "я" и не расширяет круг своих интересов, несмотря на наличие роста в других направлениях, выстраивая вокруг себя стену эгоизма и используя свои растущие способности все для того же "я", вместо того, чтобы использовать их на благо всех, — в этих случаях возникает возможность возникновения упоминаемого во многих мировых писаниях опасного, глубоко укоренившегося зла, когда Эго намеренно восстает против Закона, сознательно противодействует эволюции.
В этом случае причинное тело подвергается воздействию вибраций интеллекта и воли на ментальном уровне, но, в силу того, что они направлены на эгоистичные цели, тело приобретает темную окраску и теряет обычно присущую ему ослепительную яркость. Такой ущерб причинному телу не в силах нанести ни слаборазвитое эго, ни обычные страсти, ни умственные просчеты; подобные дефекты может создать только высокоразвитое Эго, обладающее сильной энергией уровня Манаса.
Следовательно, использование в эгоистичных целях амбиций, гордости и способностей интеллекта намного опаснее и намного разрушительнее по своим последствиям, нежели ошибки низшей природы, которые, к тому же, более очевидны. Поэтому-то "фарисеи" часто оказываются дальше от "царства Божия", чем "грешники и мытари".
Следуя этим путем, развивается и "черная магия": человек, укротивший свои страсти и желания, развивает волю и высшие способности своего разума, но не для того, чтобы с радостью обратить их на благо всеобщей эволюции, а для того лишь, чтобы заполучить как можно больше самому, чтобы накапливать, но не делиться. Такие люди стараются утвердить свою обособленность в противовес единству; стараются не ускорить, а задержать эволюцию. Поэтому их вибрации создают лишь дисгармонию и сопряжены с риском разрушения Эго, что будет означать для него потерю всех уже накопленных плодов эволюции.
Каждый из нас, кто уже смог в какой-то степени понять назначение этого причинного тела, может сделать его эволюцию сознательной целью своей жизни. Мы должны стараться сделать свои мысли бескорыстными, это и будет способствовать его росту и активизации. Жизнь за жизнью, век за веком, тысячелетие за тысячелетием продолжается эта эволюция индивидуума, и, помогая ей своими сознательными усилиями, мы действуем в гармонии с божественной волей и выполняем свое истинное предназначение. Ничто хорошее, ставшее однажды частью причинного тела, не исчезает бесследно и не разрушается, поскольку оно есть сам человек, живущий вечно.
Таким образом, мы видим, что по закону эволюции любое зло, каким бы прочным оно поначалу ни казалось, всегда несет в себе зародыш своего собственного разрушения, и, напротив, все хорошее содержит в себе ростки бессмертия. Секрет этого заключается в том, что всякое зло создает дисгармонию, противопоставляет себя Космическому Закону; и, следовательно, рано или поздно Закон разрушит его, разобьет на мелкие кусочки, обратит в пыль.
И с другой стороны, все хорошее, все, что находится в согласии с законом, будет подхвачено им и устремится вперед; оно станет частью потока эволюции, чью "правильность не нам дано определять", и потому никогда не исчезнет и не разрушится. В этом кроется не просто надежда для человека, но уверенность в его окончательном триумфе. И каким бы медленным ни был рост, он все равно имеет место; и как бы ни был долог путь, когда-нибудь он завершится.
Наша индивидуальность (а она и есть наша истинная Сущность) развивается и не может быть уничтожена полностью; и хотя наши ошибки могут замедлить этот рост, мы же сами можем и ускорить его. И каким бы ни был скромным этот наш вклад в его ускорение, он останется с нами навсегда и на все последующие века будет нашим достоянием.
********************************************************************************